Приложение к приказу МОО администрации
МО «Катангский район»
от «17» января 2013г. № 2-Д
ПОЛОЖЕНИЕ о проведении муниципального смотра-конкурса «Учитель года-2013»
I. Общие положения
Муниципальный смотр-конкурс «Учитель года-2013 (далее – смотр-конкурс) проводится Муниципальным отделом образования администрации МО «Катангский район» (далее – МОО).
Конкурс направлен на развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования, поддержку новых технологий в организации образовательного процесса, рост профессионального мастерства педагогических работников, утверждение приоритетов образования в обществе.
II. Цели и задачи смотра-конкурса
- развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования;
- поддержка новых технологий в организации образовательного процесса, пропаганда новейших достижений педагогической науки, педагогических теоретико-практических инноваций;
- повышение престижа учительской профессии;
- рост профессионального мастерства педагогических работников, выявление талантливых педагогов, их поддержка и поощрение.
Девиз конкурса «В мастерстве учителя успех ученика»
III. Участники смотра-конкурса
В смотре-конкурсе принимают участие педагогические работники муниципальных образовательных учреждений, реализующие общеобразовательные программы, дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, дополнительного образования детей.
IV. Порядок проведения смотра-конкурса
Смотр-конкурс проводится в три этапа:
- первый этап проводится образовательными учреждениями в период с 17января по 1 марта 2013 года. Первый этап проводится по положению, разработанному в образовательном учреждении, с учетом настоящего положения;
- второй этап проводится МОО в соответствии с настоящим положением в период с 5 – 30 марта 2013 года;
- третий этап (заключительный) проводится в апреле 2013 года в городе Иркутске.
В третьем (финальном) этапе смотра-конкурса участвуют победители муниципального этапа.
Победитель областного смотра-конкурса принимает участие во Всероссийском смотре-конкурсе в сентябре-октябре 2013 года.
На каждого участника муниципального этапа смотра-конкурса в срок до 1 марта 2013 года (включительно) в МОО представляется документация (Приложение 1).
Не подлежат рассмотрению материалы, подготовленные с нарушением требований к их оформлению, а также поступившие в МОО позднее 1 марта 2013 года.
V. Содержание и оценка конкурсов
Муниципальный этап смотра-конкурса проводится в два тура.
В первом туре принимают участие все участники муниципального этапа смотра-конкурса.
Во втором туре принимают участие участники, набравшие максимальное количество баллов по итогам первого тура.
Конкурсные мероприятия первого тура.
1. «Самопрезентация»
Формат: самопрезентация в форме заранее подготовленного выступления (до 10 мин.), на которой конкурсант представляет себя, свою жизненную позицию, ценности, интересы, увлечения, педагогическое кредо. Самопрезентация может сопровождаться видео- и мультимедиа демонстрациями, выставками и др. Очередность выступления конкурсантов определяется в соответствии с проведенной жеребьевкой. Возможно участие группы поддержки.
Формат: самопрезентация в форме заранее подготовленного выступления (до 10 мин.), на которой конкурсант представляет себя, свою жизненную позицию, ценности, интересы, увлечения, педагогическое кредо. Самопрезентация может сопровождаться видео- и мультимедиа демонстрациями, выставками и др. Очередность выступления конкурсантов определяется в соответствии с проведенной жеребьевкой. Возможно участие группы поддержки.
Критерии оценки:
1. Общий интеллектуальный и культурный уровень конкурсанта
2. Умение представить себя
3. Педагогический артистизм
1. Общий интеллектуальный и культурный уровень конкурсанта
2. Умение представить себя
3. Педагогический артистизм
2. «Сайт-портфолио».
Участники конкурса не позднее 5 марта 2013 года размещают на личном интернет-сайте блоге, либо на сайте образовательного учреждения свое портфолио, отражающее инновационный опыт работы и демонстрирующее качество представления образовательной информации в сети Интернет.
В портфолио должны быть включены:
• Общие сведения об учителе (ФИО, образование, трудовой и педагогический стаж работы, повышение квалификации, награды, грамоты, благодарственные письма, достижения);
• Результаты педагогической деятельности (материалы, демонстрирующие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету; сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании контрольных срезов, участия воспитанников в школьных и других олимпиадах, конкурсах; результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; сведения о наличии медалистов; сведения о поступлении в вузы по специальности и т.п.);
• Научно-методическая деятельность (методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога: обоснование выбора образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы; обоснование выбора используемых образовательных технологий; обоснование применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов; использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе; разработка авторских программ; учебных, методических и иных авторских разработок, отражающих инновационный опыт работы);
• Внеурочная деятельность по предмету (список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету; список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.; сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеофайлы с записью проведенных мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВН, брейн-ринги и т. п.); программы работы кружков и факультативов другие документы.
Конкурсное задание оценивается заочно.
Критерии оценивания:
Соответствие формы и содержания
* соответствие типа ресурса (программного обеспечения) его содержанию и поставленным задачам, целостность и взаимосвязанность составных частей, логичность изложения материала;
* позиционность и адресность (возможность активного восприятия материала для формирования системных фундаментально научных знаний, профессиональных и социально-значимых компетенций);
* доступность и простота использования, реализация принципа познания нового через переход от известного к неизвестному, от простого к сложному при постоянном учете наивысшей границы возможностей учащихся;
* обеспечение обратной связи для обеспечения креативной рефлексии новых сведений, выделения главного, систематизации материала. Содержательность:
* актуальность содержания; его информативность, воспринимаемость, инновационность и оригинальность;
* авторский характер опубликованных материалов; * отражение опыта использования ИКТ в преподавании учебной дисциплины.
Практическая значимость:
* эффективность использования ожидаемая и реальная в образовательном учреждении, муниципальном образовании, регионе;
* уровень использования и перспективы распространения в среде педагогов и учащихся;
* пригодность для использования в различных учебных ситуациях.
3. «Учебное занятие»
Формат: проведение учебного занятия с обучающимися, отражающего метапредметный подход и междисциплинарные связи, умение формировать целостную картину мира и надпредметные компетентности.
Конкретная тема учебного занятия определяется самим участником.
Критерии оценивания:
• глубина и оригинальность раскрытия темы;
• умение организовать использование обучающимися разных типов и видов источников знаний;
• умение организовать взаимодействие обучающихся между собой;
• умение создавать и поддерживать высокий уровень мотивации и высокую интенсивность деятельности обучающихся;
• глубина и точность самоанализа учебного занятия и рефлексии своей деятельности.
Регламент: 40 минут, включая 10 минут для анализа занятия и ответов на вопросы.
4. «Разговор с обучающимися» (Классный час).
Формат: Диалог: учитель – ученик. (30 мин.)
Обсуждение с обучающимися актуального для них вопроса в режиме импровизации. Конкретный вопрос для обсуждения на классном часе выбирают обучающиеся на основе списка возможных вопросов непосредственно перед началом классного часа. В начале классного часа представитель обучающихся называет вопрос, выбранный группой.
Критерии оценивания:
· глубина и воспитательная ценность организованного обсуждения;
· умение создавать и поддерживать атмосферу взаимоуважения и толерантности;
· умение организовать взаимодействие обучающихся между собой;
· умение слушать, слышать, понимать позиции обучающихся, адекватно и педагогически целесообразно реагировать на них (проявление импровизационных умений);
· умение включить каждого обучающегося в обсуждение и формирование выводов.
Рекомендации по готовности учителя к классному часу:
1. Банк импровизаций (домашние заготовки).
· Словесные действия: монолог, реплики, фразы и др.
· Физические действия: взгляд, жест, спортивные упражнения и др.
· Словесно-физическое действие: игра, розыгрыш, импровизационная сценка и др.).
2. Примерные технологии, формы, приемы которые могут составить основу проведения классного часа в режиме импровизации: технология «Дебаты», технология «Педагогическое общение», технология «Кейс-стади», универсальная технология «Интеллект-карт»; формы - «Спрашивайте- отвечаем», анализ ситуации, деловая игра; приемы - инициирование, представление поведенческого образа, «возвышение партнера общения», «вопрос в связи с обстоятельствами», «тезис – аргумент – иллюстрация» и др.
Тематические направления классных часов
1. «Духовность, доброта, нравственность»
2. «Труд и творчество»
3. «Семья»
4. «Природа»
5. «Ребенок в опасности»
Возрастная группа 1-4 классы:
1. Мудрые заповеди предков, чему они учат?
2. Красота и труд вместе идут.
3. Моя семья - мое богатство.
4. Охранять природу - значит охранять родину (М.Н. Пришвин).
5. Жестокость - сестра трусости.
Возрастная группа 5-8 классы:
1. Жить с достоинством, что это значит?
2. Труд человека в век технологий: труд души? Труд ума? Труд рук?..
3. Любовь к Родине начинается с семьи (Ф. Бэкон).
4. «Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин» (Ф.М. Достоевский).
5. Жестокость и насилие в жизни: как противостоять им?
Возрастная группа 9-11 классы:
1. «Разумное и нравственное всегда совпадают» (Л.Н. Толстой).
2. Творчество - единственный способ самореализации «Я»: аргументы «за» и «против».
3. Говорят, что есть проблема «отцов» и «детей». Так ли это?
4. Экология природы - экология души.
5. Чем жестокость умней - тем опасней.
5. «Родительское собрание (Беседа с родителями).Заочная форма.
Участники конкурса представляют видеоролик продолжительностью
5 – 7 минут по самостоятельно избранной тематике, отражающей актуальные проблемы воспитания детей в семье.
5 – 7 минут по самостоятельно избранной тематике, отражающей актуальные проблемы воспитания детей в семье.
Примерные направления: ребенок и деньги; наказания и поощрения детей в семье; ребенок в опасности.
Видеоролик раскрывает педагогическую ситуацию, требующую принятия решения. Оценивается:
Умение выявить и сформулировать педагогическую проблему;
Умение найти и предложить пути ее решения;
Умение взаимодействовать с родителями.
Конкурсное задание оценивается заочно.
Конкурсные мероприятия второго тура
1. «Педагогический совет»
Тема «В мастерстве учителя успех ученика»
Формат: разработка группового педагогического проекта в группах по 2-3 человека. Состав группы определяется жеребьевкой за день до начала конкурса.
Эффективность командной работы оценивается членами жюри.
Представление и защита проектов осуществляется перед членами педагогического совета (роль участников педсовета играют все участники конкурса, жюри и гости) в форме компьютерной презентации.
На защиту отводится 20 минут, затем следуют ответы на вопросы аудитории. Качество вопросов членов педсовета (участников конкурса), взаимодействие в процессе дискуссии оценивается жюри и суммируется в общем результате конкурсанта за конкурсное мероприятие.
Критерии оценивания:
• актуальность темы, социальная значимость проекта;
• целостность подхода; • оригинальность идей и содержания;
• разработанность и реалистичность ресурсного обеспечения проекта;
• возможность распространения (тиражируемость) проекта;
• культура представления проекта; • качество взаимодействия с аудиторией;
• уровень вовлеченности участников группы в разработку и защиту проекта.
Время представления и защиты группового проекта: до 30 минут, включая ответы на вопросы.
VI. Жюри смотра-конкурса
Для оценки действий конкурсантов на всех этапах смотра-конкурса создается жюри, которое оценивает конкурсы и ведет общий подсчет баллов по всем конкурсам.
Для проведения смотра-конкурса в составе жюри создаются предметные комиссии, участвующие в оценке конкурсов: «Учебное занятие», «Классный час», «Сайт-портфолио» и «Родительское собрание». Составы предметных комиссий и жюри утверждаются приказом МОО.
Жюри на основании результатов участников смотра-конкурса во втором туре смотра-конкурса принимает решение об определении победителя конкурса, на основании результатов участников смотра-конкурса в первом и втором турах, об учреждении отдельных номинаций либо призовых мест, что подтверждается протоколами заседания жюри.
VII. Подведение итогов смотра-конкурса
Итоги конкурса подводятся в два тура.
Первый тур: по сумме баллов пяти конкурсов определяются сильнейшие участники, которые выходят во второй тур.
Баллы, набранные участниками в первом туре конкурса, являются проходными для участия во втором туре. Баллы первого и второго туров суммируются. Второй тур: по сумме баллов, набранных участниками конкурса, определяется победитель, который объявляется «Учителем года - 2013» Катангского района, остальные участники являются лауреутами конкурса. Победитель и лауреаты награждаются грамотами МОО и ценными подарками.